Первая рыбалка в сезоне — очень волнительное событие, подготовка к которому начинается задолго до самого выезда. Во-первых, главной задачей является поиск подходящего водоема, в котором обитали бы заветные пузатые бронзовые красавцы карпы, на поимку которых и нацелен каждый карпятник.
К сожалению, найти достойный дикий пруд, где бы по-прежнему благоденствовали усатые гиганты, из года в год становится все сложнее и сложнее: где-то пруды спускают, а трофейную рыбу сдают на рынок, другие водоемы вдоль и поперек заставлены сетями и регулярно страдают от покушений псевдо-рыбаков, пользующихся электроудочками, третьи пруды попадают в аренду к тем горе-рыбоводам, которые в большинстве своем за сезон вычерпывают сетями всю рыбу, к запуску и развитию которой они не приложили ни малейшего усилия.
Однако к большой радости любителей трофейной ловли карпов все еще существуют дикие озера, где непокорный нрав местной рыбы заставляет учащенно биться сердца рыболовов во время яростного вываживания.
Так или иначе, после нескольких звонков своим друзьям-карпятникам, у которых сезон был в самом разгаре, вопрос с прудом для долгожданной рыбалки был полностью решен. Большое по площади зеркало, серьезные глубины до 10 метров, пруд по достоверной информации не спускался более 40 лет, заросшая непролазным камышом и мелким кустарником береговая линия — это ли не рай для настоящего любителя отдохнуть вдали от цивилизации и почувствовать единение с природой?
Исходя из полученной информации, можно было наметить определенные моменты в построении прикормочной программы. Во-первых, вода в данном водоеме очень мутная, поэтому местный карп отдавал предпочтение светлым ярким насадкам белого и желтого цветов, которые лучше заметны в достаточно грязной воде на фоне черного илистого дна.
Во-вторых, по причине все той же мутной воды рыба в пруду должна в значительной степени полагаться на свои обонятельные рецепторы, чем на зрение, поэтому было принято решение несколько рискнуть и на протяжении всей рыбалки заливать прикормку большим количеством бустеров и жидких ароматических добавок.
Использование большого количества сильно пахнущих жидкостей позволило бы карпу проще и быстрее найти прикормленные участки, внутри и вблизи которых были размещены оснастки. Риск состоял в том, что резкий запах ароматизаторов мог напугать дикую рыбу, которая в своей естественной среде обитания никогда не сталкивалась с настолько интенсивным запахом.
В-третьих, не удалось получить точной информации о плотности рыбы в данном пруду, поэтому основной акцент в прикормке планировалось сделать на растворимые бойлы и пеллетс, в меньшей степени на вареные бойлы. Идея подобного кормления заключалась в следующем: если окажется, что плотность рыбы в пруду маленькая, то растворимые бойлы и пеллетс не смогут создать конкуренцию нашей насадке, поскольку после нахождения некоторого количества времени в воде они превращаются в горку сыпучки, которую обязательно сметет местный карась и плотва.
Таким образом, мы исключаем лишнюю конкуренцию со стороны нерастворимых бойлов, количество которых неумолимо увеличивается после каждого докорма, что только усиливает конкуренцию насадке. Если в процессе ловли приходит понимание того, что плотность рыбы в пруду хорошая, то необходимо изменить состав прикорма: на этот раз решающее значение в прикормке будут играть тонущие вареные бойлы, которые не по зубам мелкой рыбе, что должно увеличивать шансы на поимку трофея.
Также нельзя игнорировать в составе прикормки зерновые (кукуруза, конопля, пшеница). Мелкое зерно дольше задерживает рыбу в зоне ловли, поскольку она начинает активно рыть дно в поисках маленьких зернышек. Более того, хорошо ароматизированные зерна пропитывают своим запахом подстилающую поверхность.
Поэтому даже если все зерно будет съедено карасем и плотвой, дно водоема будет пахнуть, привлекая карпа. Однако по факту в воде «слышится» всего лишь вкусный запах, а из непосредственно еды карпу достаются вареные бойлы, не успевшие распасться пеллетс и растворимые бойлы, а также, пожалуй, небольшое количество зерен кукурузы. На этом начальные идеи в плане состава прикормки оканчивались.
По приезде на пруд выяснилось, что мест для ловли не так уж и много. Основное место ловли всех рыбаков на этом пруду — плотина. Однако размещаться на ней было крайне неудобно, потому что плотина очень узкая и места с трудом хватает лишь для того, чтобы могли разъехаться две машины.
К тому же ветер все четверо суток должен стабильно дуть от плотины, отгоняя основное стадо рыбы в другой конец пруда. Сделав большую дугу по ухабистой грунтовой дороге вдоль пруда, мы попали в достаточно длинный отрог, выходивший на открытую воду в чаше. Было принято решение остановиться именно здесь.
Чем же было перспективен данный участок водоема? Ширина отрога в данном месте составляла 121 м, подход к воде с противоположного берега был полностью отрезан нависающим над водой непролазным кустарником, вдоль которого могла перемещаться рыба в поисках упавших с веток жучков и паучков.
Где-то на расстоянии 110 м от берега начиналось твердое выбитое рыбой дно, полоса которого заканчивалась в районе 95 м. На этой полосе также местами простукивалась ракушка, которой может питаться рыба. Стоит отметить, что данная полоса шла ровно по спаду с 1.4 до 1.8 м.
Затем шло заиленное плато с глубиной 1.8–1.9 м, которое на 55 м опускалось в основное русло с глубиной 2.4 м, русло также было сильно заилено. Ближний подъем начинался на 45 м, с 38 м начиналась небольшая полоса выбитого дна в ширину около 5–6 м с глубиной 1.7–1.5 м.
В результате, было выбрано две точки: дальняя — одно удилище на границу твердого и мягкого дна на 96 м, другое удилище на подъем ближе к кустам на дистанцию 102 м (сподовое удилище было заклипсовано на дистанции ровно 100 м с учетом того, что дул встречный боковой ветер); и ближняя — одно удилище на дальнюю границу выбитого дна, другое — на ближнюю.
В каждую точку в качестве ночного закорма было отправлено по 25 ракет прикормки, состоявшей из растворимых бойлов (со вкусом сливы, тутти-фрутти и клубники), половинок вареных бойлов и маленьких 14 мм целых бойлов (слива, клубника, ультраплекс и ананас), жирного палтусового пеллетса 16 и 20 мм, а также зерновых.
Данная смесь была залита кукурузным экстрактом CSL, фруктовым бустером «Response» от компании «CCMoore», а также небольшим количество аминокислоты «Minamino» от «Richworth». Будучи сторонником некрупных насадок, я решил поставить снеговички из подрезанных 14 миллиметровых бойлов, поскольку, по моему мнению, крупной насадкой невозможно отсечь мелкого карпа, а вот трофейную рыбу может запросто насторожить излишне большие объемы 20 мм бойлов.
Первая поклевка случилась уже после полуночи, и это был небольшой чешуйчатый карпик, весом около килограмма. Рыба клюнула на оснастку, находившуюся на ближней точке. Вторая поклевка также пришла с ближней точки, вес рыбы был чуть больше и, возможно, даже дотягивал до зачетных полутора килограмм. Всего за ночь было четыре поклевки, три из них — с ближней точки. Однако вес рыбы оставлял желать лучшего. Подъем был назначен на 6 утра. Достаточно быстро были перезаброшены все удилища с ПВА-стиками.
Зачем применялись ПВА-стики на данной рыбалке? Поскольку глубина в зоне ловли была небольшой, а жесткое дно было слегка покрыто слоем ила, то я хотел, чтобы грузило на полном ходу не сильно втыкалось в ил. Поэтому после заброса я слегка вынимал грузило из ила. Конечно же, это невозможно сделать без смещения поводка, а как раз в это время жало крючка может затупиться о лежащую на дне ракушку или зацепить упавшие с дерева листья или веточки, что неминуемо приведет к сходу.
Поэтому ПВА-стик, в который входил крючок вместе с жалом, давал мне необходимую уверенность в том, что крючок сохраняет свою остроту. К тому же дополнительная привлекательная горка из прикормки улучшает презентацию нашей насадки, выделяя ее на фоне из прикормки.
Весь день было решено ловить преимущественно на растворимые прикормки, что дало бы полное представление о плотности рыбы и ее размерах в данном водоеме. В районе 7 утра в обе точки были направлены по 15 ракет. Кормить планировалось раз в 3 часа по 10–15 ракет. Уже спустя час после кормления оживает дальняя точка и очередной карпик в районе 2 кг оказывается на мате, после чего отправляется в родную стихию.
В 9:30 начинает разгоняться паровоз, и снова сработала дальняя точка. На этот раз чувствуется, что рыба гораздо крупнее. Начинаю аккуратно вываживать карпа и интуитивно чувствую, что нужно заходить в воду. Особенности береговой линии заключались в том, что справа и слева от места ловли находился камыш, который уходил в воду на расстояние до 15 метров от берега.
Ночные карпики стремились спрятаться в этом камыше, однако мощные удилища от «Century» SP и F2MA позволяли уверенно контролировать вываживание и отговаривать беглецов от побега в заветное укрытие в стеблях тростника. Однако мне не хотелось форсировать более крупную рыбу от камыша, что могло бы закончиться досадным сходом, поэтому я сразу зашел в воду и встал в сам камыш, куда чаще всего устремлялась рыба.
Занять то место, куда постоянно хочет уйти рыба — это очень эффективный прием. Например, рыба хочет уйти вправо и мы знаем, что она пойдет именно туда. Поэтому во время вываживания нужно сместиться максимально вправо и тянуть рыбу удилищем вправо. Рыба чувствует, куда ее тянут, поэтому это место для нее начинает ассоциироваться с опасностью, и она будет уходить в другую сторону.
Этот трюк сработал и в этот раз. Карп, который никак не хотел показываться на поверхности, пошел в другую сторону от камыша по направлению к чистому участку, где его можно взять в подсак без особых проблем. Раза с четвертого нам удается завести рыбу в подсак, но по-прежнему нет полного представления о реальных размерах этой рыбы.
Однако как только сетка подсачека полностью поднимается из воды, мое сердце заполняется радостью — на солнце позолотой сверкало массивное тело крупного карпа. Аккуратно помещаем рыбу на карповый мат, обильно поливаем ее водой, чтобы слизистый покров не успел повредиться без достаточного количества влаги, после чего настает черед взвешивания. Весы зафиксировали вес трофея — 9.100 кг!
После небольшой фотосессии рыба, как и полагается, была отпущена в родную стихию. Стоит отметить, что карп взял на подходе к кормовому пятну со стороны большой воды. Сработала комбинация слива тонущая и поп-ап белый шоколад от «Richworth».
После поимки данной рыбы было еще две поклевки с дальней точки, которые принесли двух карпиков до двух кг. К сожалению, после обеда погода начала портиться. Усилился и без того не самый слабый ветер, и на небе появились дождевые тучи. Дважды за вечер нам довелось пережить кратковременный ливневый дождь. Вечер и ночь были гораздо холоднее, чем в предыдущий день.
До второй ночи поклевок больше не было. В «ночной» прикормке было увеличено количество вареных бойлов и сокращен объем зерна. Сама ночь стала самой результативной в плане количества поклевок (около 5–6), однако вес рыбы по-прежнему был в районе двух кг.
В дальнейшем погода только ухудшалась — ветер дул все сильнее, ночи становились все холоднее, однако активность небольшого карпика продолжала удивлять. В голове вертелся лишь один вопрос — удастся ли поймать до конца рыбалки еще одну крупную рыбу?
Возможно, погода сделала свое злое дело, трофейная рыба переместилась на большую воду с глубинами, где, во-первых, вода в меньшей степени остывает за время холодных ночей, и, во-вторых, рыба может найти защиту от сильного шквалистого ветра днем.
К концу рыбалки основу прикормки составляли исключительно вареные бойлы, однако, к моему большому сожалению, результатов это не давало — небольшой карп по-прежнему пировал в зоне ловли. Мелькнула мысль, что крупный карп может бояться бойлов и в дело пошли столбики из кукурузы, однако все напрасно — мелочь не давала этой более «натуральной» насадке дождаться подхода крупной рыбы.
Укрупнение насадки до 20 мм тонущего и 16 мм плавающего бойла также не дало значительных результатов — рыба стала клевать реже, ее масса увеличилась до 3–4 кг, но трофей по-прежнему никак не хотел находить предложенные ему насадки. Часто приходится читать, что для ловли трофейной рыбы практикуется ловля вдали от прикормочного пятна.
В условиях, когда за кормовым пятном в 20 метрах начинается уже дальний берег, а рядом с берегом глубина всего 40–50 см, ловля за пятном виделась мне ловлей на подходах справа и слева. Преимущественно работало правое удилище от прикормки, потому что именно справа находилась большая вода, откуда и заходила рыба в залив. Однако масса рыбы по-прежнему не превышала отметку 4 кг.
Достаточно интересный момент произошел под конец рыбалки. С утра в закорм было добавлено большое количество зерновых, остававшихся к концу ловли. Как обычно в 6 утра был произведен перезаброс всех снастей, а уже в 7 утра в выбранные точки было отправлено по 25 ракет с прикормкой. Первые поклевки в предыдущие два дня случались уже в районе 8 часов утра.
На этот раз сигнализаторы предательски молчали. Такое спокойствие длилось вплоть до 11:40 — за 20 минут до начала сбора «ожила» дальняя точка и на том конце, как мне показалось, находился достойный соперник. К несчастью, после нескольких минут вываживания рыба сошла…
Сработавшее удилище я решил не перебрасывать, а спокойно разобрать и сложить в чехол. В 11:55 снова срабатывает дальняя точка, и карп в районе 3 кг успешно сходит около берега, не желая получать ожоги на карповом мате. В 12:05, когда я занимался разборкой второго «клюнувшего» удилища, произошла очередная поклевка с ближней точки — и очередной карп в районе 2 кг оказался на мате. После этого поклевок больше не было.
Подводя итог всей рыбалке, стоит отметить, что дальняя точка работала как днем, так и ночью, в то время как ближняя точка работала преимущественно ночью и регулярно наблюдался проход рыбы по ближней стороне русла в районе полудня. В плане насадок рыба была всеядна, в ходе рыбалки сработало около 7 различных комбинаций с разными бойлами. Хотя все же стоит отдать должное сочетанию слива тонущая — белый шоколад плавающий от «Richworth» — на эту комбинацию пришлось самое большое количество поклевок (скорее всего, мысль про яркий светлый цвет насадки оказалась верной).
Еще до отъезда с пруда в сердце появилось сильное желание вернуться на этот водоем еще раз, но уже проделав работу над ошибками и проанализировав результаты этой рыбалки. Очень хочется верить, что следующая рыбалка на красивом диком водоеме станет не менее результативной, и принесет большее количество именно трофейных особей.