Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Как-то само собой получилось, что мультипликаторы Abu Garcia стали для меня основной «рабочей лошадкой». В прошлом сезоне появилась очередная модель — «мыльница» REVO SX третьего поколения. Катушка уже после тестовой рыбалки понравилась по всем показателям даже в «стоковом» варианте. К ней была куплена «сестренка» — точно такая же катушка, а также принято решение немного усовершенствовать REVO SX третьего поколения.

Дополнительная опора оси на мультипликаторе

Я не пошел по обычному пути апгрейда (замена шпули на легкую, подшипников на «керамику» и т. д.): рабочие характеристики этого «мульта» меня устраивали; захотелось добавить лишь немного надежности. Надо сказать, что низкопрофильные мультипликаторы имеют схожую кинематическую схему: вал ведущей шестерни опирается с одной стороны на шарикоподшипник, а с другой — на ролики обгонной муфты. В принципе, схема надежная и оправданная, по ней изготавливается подавляющее большинство катушек данного типа. Но если обратить внимание на классические «бочки», то там обычно присутствует второй опорный шарикоподшипник (либо вал вращается на жестко закрепленной оси). По такой схеме (с дополнительной опорой вала) иногда делаются и «мыльницы», но это скорее исключение. Естественно, вторая опора вала позволяет устранить пусть небольшой, но неизбежный перекос шестерен из-за относительно свободной «посадки» в обгонной муфте, а значит, повысить долговечность их работы. С другой стороны, есть и недостаток: этот подшипник буквально открыт всем ветрам. Колпачковая гайка фрикционного тормоза весьма условно защищает его от воды и грязи, впрочем, без него вся грязь и вовсе достается «обгонке».

Но вернемся к REVO. Конструкция катушки такова, что в боковой крышке достаточно места для установки подшипника. Судя по всему, эта конструктивная особенность боковой крышки редуктора есть у всей серии REVO третьего поколения. Удивительно, что разработчики не предусмотрели установку дополнительного подшипника, ведь стандартный подшипник размера 8×14 мм обычно и располагается в этом узле на «бочках». Но напрямую установить подшипник в уже существующую катушку мешает втулка обгонной муфты: она слишком длинная, для установки подшипника ее пришлось бы укоротить на ширину внутренней обоймы шарикоподшипника. В общем-то это не проблема, хотя деталь закаленная и надо обеспечить высокий допуск на параллельность торцов. Однако экспериментировать с деталью из катушки не хотелось, а купить такую для опытов не удалось…

Но, как говориться, «кто нам мешает, тот нам и поможет». Поскольку втулка «обгонки» закалена, то ее можно использовать как внутреннюю обойму подшипника скольжения. Таким образом, задача даже упрощается: не надо заказывать шарикоподшипник, достаточно изготовить упорную втулку. Подходящий материал для нее — фторопласт или капролон. Я выбрал второй как более жесткий, ведь ширина посадки втулки составляет всего 2 мм, а относительно мягкий фторопласт может развальцеваться под нагрузкой. Другим плюсом втулки является защита «обгонки» от воды, пыли и грязи: даже в случае износа втулку несложно заменить на новую. Некоторые сомнения вызывала работа втулки в мороз. Я боялся, что из-за разного температурного расширения материалов будет слишком маленький зазор в паре и появится подклинивание. Однако проверка после выдерживания в морозильной камере и это опасение сняло.

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

 

После сезона ловли было крайне интересно убедиться в жизнеспособности конструкции: катушки «легли под нож». Одно уже говорило в пользу описанного тюнинга: радиальный люфт вала как был минимальным сразу после установки втулки, так и остался. Кроме того, втулка улучшила работу стопора обратного хода (обгонной муфты): из-за отсутствия люфта он стал схватывать почти мгновенно. Вскрытие показало, что, даже несмотря на некоторое попадание грязи (пыли) с внешней стороны на смазку, видимого износа в паре «втулка — ось обгонной муфты» на обеих катушках нет, загрязненная смазка не попала в узел: минимальный зазор не позволил. Собственный же износ пары «закаленная сталь — капролон» чрезвычайно мал, узел, безусловно, переживет катушку. Ход катушек остался плавный, мягкий и бесшумный, а значит, я могу смело рекомендовать такую доработку для данной серии мультипликаторов.

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Дополнительный подшипник бесконечника лесоукладывателя

В процессе очередного ТО было отмечено некоторое потемнение смазки под опорой бесконечника лесоукладывателя. Это означает, что идет износ. Но в процессе разборки выяснилось, что износ, отмеченный под шайбами регулировки бесконечника, оказался только там, где терся металл о металл. Под пластиковой втулкой самой опоры износа не было — смазка практически чистая. Тем не менее, прикинув взаимное расположение деталей, я решил попробовать внедрить шарикоподшипник. Функций у него две: опора вала и защита штатной опоры от грязи. В случае загрязнения данный подшипник найти намного легче, чем заказывать конкретную деталь. Кроме того, подшипник можно вовсе удалить и восстановить штатную конструкцию.

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Тюнинг мультипликатора Abu Garcia REVO

Как оказалось, разработчики Abu явно предусмотрели под такой подшипник место: на валу бесконечника есть проточка на необходимую длину для детали размером 4×7×2,5 мм. По размерной линии еще встает шайбочка, необходимая для правильной работы подшипника — чтобы внутренняя обойма не терлась об опору валика (белая втулка). Наружной обоймой подшипник плотно садится на внутренний диаметр втулки — кожуха бесконечника. Для внедрения понадобится шарикоподшипник указанного размера, а также шайба с наружным диаметром 7 мм и внутренним 5 мм, толщиной примерно 0,1–0,15 мм. В отключаемый лесоукладыватель необязательно ставить подшипник высокого класса, но крайне желательно закрытого типа. Я подобрал недорогой от рукояти, попросту проверив его на плавность хода, Далее все просто: на вал (бесконечник) надевается подшипник (естественно, предварительно промытый и смазанный), поверх него — вышеуказанная шайбочка, окончательно все собирается в штатном варианте. Подшипник не мешает полному ходу каретки лесоукладывателя.

Подшипник подошел и для PRO MAX предыдущего поколения. Наверняка установить его можно во множество «мыльниц» Abu Garcia.

Оставьте комментарий

Adblock
detector