Блесна для ловли чавычи

«…Поговорим о королях и капусте».

Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

Особенности чавычи

«Король» — это королевский лосось, он же чинук, у нас в Росси называется чавыча. Некоторое время назад наша фирма получила заказ: изготовить партию блесен для ловли чавычи на Камчатке. Казалось бы, что проще: в Америке и Канаде чинука ловят в основном на люр-дженсеновский «Крокодил», в Японии (в океане) в ход идут дайвовский «Чинук» и дуэлевская блесна «АрКвид».

Очевидный выход — скопировать, но не точно, а как бы по мотивам, какой-либо из проверенных шедевров и выпускать под своим логотипом и в своем варианте отделки. Кстати, таким подходом грешат не только фирмы из Поднебесной, но и многие европейские производители, беззастенчиво передирая друг у друга «бестселлеры». Но при всей заманчивости (финансовой) такой подход имеет и отрицательные стороны.

Во-первых, несколько пренебрежительное отношение знающих рыболовов, которые прекрасно разглядят черты фирменной приманки в непонятной копии. А во-вторых, твоя продукция станет в один безликий ряд бесчисленных копий, и узнавать твои блесны не будут, коль они приобретут обезличенно-нейтральные черты. Ловить-то они станут: трудно придумать приманку, на которую невозможно поймать хоть что-нибудь, но они для данного района и для данной рыбы будут неоптимальны

. В-третьих, копия всегда уступает оригиналу. Так что, не размениваясь на чечевичную похлебку сиюминутной коммерческой выгоды, можно в дальнейшем получить весомые преимущества: твоя блесна будет узнаваема и пользоваться стабильным спросом. Вывод таков: надо создавать блесну, рассчитанную именно на чавычу, на Камчатку, на май—июнь. Но чтобы определиться с направлением работы, надо учитывать тонкости рыбалки именно на Камчатке и особенности поведения именно камчатской чавычи. Для этого необходимо, с одной стороны, понять, в чем отличия тех камчатских рек, куда поднимается чавыча, с другой — разобраться с жизненным циклом королевского лосося.

Блесна для ловли чавычи

Если набрать в поисковике интернета сочетание «Тихоокеанское кольцо», то появится множество ссылок о кольце вулканов, опоясывающих Тихий океан. Но не будет ничего о двух (северном и южном) великих кольцах жизни, существующих там. Две системы замкнутых в кольца океанических течений вращаются по обе стороны от тропиков, в Северном полушарии — по часовой стрелке, в Южном — против.

В этих великих механизмах вечного двигателя жизни осуществляется перенос биогенных веществ, вынесенных реками с окаймляющих Тихий океан материков. Где биогенные элементы — там и фитопланктон, где есть продуценты — мельчайшие водоросли, там появляются консументы — зоопланктон, служащий, в свою очередь, питанием многочисленным креветкам, кальмарам и неисчислимым стаям мелкой рыбы — сардины, анчоуса, сайры, сельди, мойвы, корюшки…

В северную часть этого кольца жизни и попадают «покатники» (смолты) чавычи, едва выйдя за пределы Охотского моря. Молодь растет быстро — к берегам Аляски достигает веса уже в 1,5–2 кг, а совершив круг, уже 10–12 кг. Некоторые особи совершают не один, а два круга, тогда на нерест идут «короли» весом в пару пудов…

В общих чертах и весьма упрощенно — таков жизненный цикл чавычи, и домой, к берегам Камчатки, где расположены самые первые по маршруту нерестилища, она приходит на месяц, а то и на два раньше, чем к Аляске, а тем более к Канаде и Калифорнии. Именно самый ранний нерестовый ход на полуострове — одна из причин того, что аляскинские блесны не очень-то годятся для рек Камчатки.

Дело в том, что температура воды в конце мая и начале июня в камчатских реках существенно (на 3–5 градусов) ниже, чем в реках, например, Аляски, и уж тем более, чем в реках Канады и западных штатов США. Вот тут необходимо поподробнее рассмотреть разницу американской и камчатской гидрологии, чтобы понять, наконец, какой должна быть блесна для камчатского «короля».

И еще учесть такой момент: чавыча из рек Камчатки попадает в воды Северо-Тихоокеанского кольца раньше, чем аляскинские чинуки. Этим объясняется отличие в пищевых пристрастиях: пока смолты доплывут с течением до берегов Аляски, там будет преобладать уже совсем иной корм. Иными словами, жизненный цикл камчатской популяции сдвинут на пару месяцев вперед по сравнению с «американцами».

Выбор блесны в зависимости от температуры воды

К берегам Аляски чавыча подходит в конце июня — в начале июля. Уже вступает в свои права короткое арктическое лето, и температура воды в реках поднимается до 8–10 градусов Цельсия. Любой лососятник скажет, что это и есть оптимальная температура, при которой зашедший в реки лосось демонстрирует наивысшую активность. Соответственно, при такой температуре воды не столь критично, что блесна пройдет выше или ниже на полметра.

Не так важно, будет игра амплитудной или нет. Короче, выбор приманок шире. Совсем другое дело, когда вода, как на Камчатке, имеет температуру на 1–2 градуса выше нуля. Лосось в такой воде малоподвижен, ищет для отстоя места с совсем слабым течением, жмется ко дну, к обрывистым берегам, то есть к местам, где поток замедлен.

Если приманка пройдет в полуметре над головой стоящей чавычи, вряд ли она поднимется, чтобы атаковать блесну. Стоит еще заметить, что реки Аляски и Канады стекают со склонов Скалистых гор, сложенных совсем другими горными породами, чем на Камчатке. Более прочные американские горные породы образуют в русле пороги, многочисленные валуны — места отстоя чинука.

Выбор блесны в зависимости от температуры воды

Зато в изобилии в долинах рек встречаются торфяники, редкие на западе американского континента. Следствием этой разницы является то, что места, выбираемые «королем» для стоянок, сильно различаются по разные стороны океана. Глыбы подмытого торфа заменяют чавыче недостающие на Камчатке валуны.

Все бы не беда, да вот зачастую из торфяных глыб торчат корни, а то и целые деревья с корнями и кроной смывает в реку. Вот там-то и выбирает стоянки чавыча. Не говоря уже о том, что камчатская вода не только холоднее, но в целом мутнее американской…

«Любовь и голод правят миром!» (Экклезиаст)

То, что лосось в пресной воде практически не питается, стало уже общеизвестным. Но ведь ловится! Почему? Четко аргументированного ответа пока не существует. Кто-то полагает, что сохраняются младенческие воспоминания, кто-то — что это не угасший до конца инстинкт хищника, некоторые искренне считают, что лососи таким образом заботятся о будущем потомстве, уничтожая любителей икры и конкурентов будущим малькам… Другие считают, что охота лососевых в реках не что иное, как агрессивность, лишенная меркантильных соображений, влияние, дескать, стресса.

Как бы то ни было, серьезной научной аргументации ни одна из точек зрения не предоставляет, только в достаточной степени умозрительные заключения. Но кое-какие выводы сделать все-таки можно. Во-первых, имитационный подход бесперспективен: даже если не совсем угас инстинкт хищника, как угадает, какую из жертв лосося в океане имитировать?

А их множество, и не все они похожи друг на друга. Во-вторых, практика показывает, что имитации хариуса или гольца — мальмы, ничуть не более уловисты, чем абстрактные приманки. Ставка на родительский инстинкт тоже не дает уверенности в уловистости блесны. Так что, скорее всего, стоит сделать ставку на раздражительность.

А это, в свою очередь, означает, что блесна должна работать в большом диапазоне скоростей относительно воды, чтобы рыболов мог максимально долго удерживать приманку в зоне потенциальной стоянки чавычи либо провести ее (приманку) на минимальной скорости, увеличивая время «надоедания» блесны чавыче, мы повышаем вероятность атаки. Имитационной же можно сделать не форму, не движение приманки, а окраску, хотя в мутноватой камчатской воде это не столь важно. Во всяком случае, от окраски под микижу или под хариуса хуже точно не будет.

Вес блесны

Так что у нас в сухом остатке после всех вышеизложенных размышлений? Выводы таковы: первая блесна — для ловли в условиях мощного неравномерного потока, для основного русла; вторая — для рыбалки на входе и выходе в старицы, для ловли на мелководье в 1,5–2 м со спокойной и прозрачной водой. Вот и определились две разные блесны для чавычи.

Одна — симметричная относительно миделя, с центром масс на 50% длины, с удлинением (отношение длины к ширине) 5/16, массой порядка 28 г с вариантами 33 г и 42 г. Блесна должна быть шумной и стабильно работать в широчайшем диапазоне скоростей относительно воды, то есть при забросах «апстрим», при проводке на снос, при равномерной проводке — поперек и против течения, а также при определенной скорости течения, «зависать» в потоке, работая практически на одном месте. Этакий «сюрпляс».

Вес блесны

Поперечная изогнутость блесны выполнена по эллипсу, а не по радиусу, как на подавляющем большинстве штампованных блесен. Продольная кривая выгнутости имеет небольшую S-образность, причем кормовая часть продольного профиля выполнена по методу Beegle Curve (по-русски данное семейство кривых у математиков называется «собачья кривая»).

Интересующихся отсылаю к интернету, замечу лишь, что по таким кривым строится большинство авиационных профилей. Внешняя поверхность сделана с рельефной отделкой не только и не столько для декорации, сколько для увеличения числа Рейнольдса. Тем самым повышается трение потока и увеличивается микротурбулентность, что способствует, помимо акустической шумности, стабилизации блесны в неравномерных турбулентных потоках.

Понятно, чавыча гусей рассматривать не станет, но рельеф дополнительно собирает массу к центру блесны, уменьшая тем самым момент вращения и увеличивая способность к игре в широком диапазоне скоростей.

На паузе желательно замедленное падение. Удлинение выбираем 5/12, вес, при практически той же длине, что и в первом варианте, — 21 г, с вариантами в 18 и 24 г дополнительно. Точно так же оформлена геометрия поперечного и продольного изгиба, только несколько отличаются числовые значения этих параметров. По всей длине размещены пять отверстий довольно сложной геометрии, по задумке они должны при проводке издавать звуки, раздражающие лосося. Поскольку условия работы второй модели (старицы, заливы) более щадящие, столь богатой декорации внешней стороны нет, только лунки — впадины разного размера, что должно увеличивать акустические качества блесны.

«Открой тайну, несчастный!..» (Буратино)

Вот примерно таким образом «варит кухня», где готовятся новые модели колеблющихся блесен, предназначенных не просто для хищника, а для рыбы конкретного вида и в конкретной местности. Стоит ли овчинка выделки? По нашему убеждению, да!

Времена «универсальных солдатиков» прошли. Конечно, давно известные модели тоже будут ловить рыбу, но в конкретных условиях при ловле конкретной рыбы специализированные блесны поймают больше, и меньше останется необловленных мест, в которых просто не получается осуществить качественную грамотную проводку «универсалами». Блесны уже получены в металле. Они опробованы на водоеме (не на Камчатке, увы!) и показали именно такую игру, какая от них ожидалась. Впереди изготовление пробной партии и тесты уже следующей весной на реках Камчатки.

Оставьте комментарий

Adblock
detector