Экипировка для зимней рыбалки

Массовым безумием называют сотрудники МЧС России выход на лед любителей зимней рыбалки в местах, где возможен отрыв берегового припая. Обычно наступления холодов с наибольшим трепетом ожидают две категории граждан: любители подледной ловли и спасатели.

Первых душевный трепет охватывает в предвкушении незабываемых впечатлений и трофеев, вторых — при мысли о том, сколько раз придется подниматься по тревожному сигналу и выезжать, а чаще всего вылетать на операции по спасению заложников собственной страсти, или, как их еще называют спасатели, «грачей». Наверное потому, что сверху, на фоне покрытого снегом льда водоема, они напоминают стаю этих птиц.

У русской «рыболовной рулетки» уже сложилась своя история. Одна из первых спасательных операций по снятию рыбаков с оторвавшейся льдины была проведена в 1896 году. Для этого пришлось даже задействовать знаменитый ледокол «Ермак».

Кстати, тогда же впервые на практике был опробован беспроволочный телеграф А. С. Попова. Вот уж, действительно, нет худа без добра. С тех пор многое изменилось и в рыбацком обиходе, и в оснащении спасателей. Осталась лишь острота сезонной борьбы с «рыбацким злом». Подледная ловля, как стихийное бедствие, доставляет специалистам чрезвычайной службы страны немало хлопот и слишком дорого обходится государству.

МЧС России постоянно через СМИ пытается оградить отчаянных ловцов рыбацкого счастья от рискованных походов в зоны повышенной ледовой опасности, но рыболовы с завидным упрямством продолжают подвергать свою жизнь ничем не оправданному риску.

В операциях по их спасению принимают участие сотни людей, мощная техника, чаще всего авиационная. Наиболее показательна в этом плане трехдневная операция на Ладожском озере. В феврале 2001 года спасатели Северо-Западного регионального центра МЧС России сняли с оторвавшегося припайного льда почти 1000 горе-рыболовов.

Но, несмотря на все усилия, семерых несчастных спасти не удалось. Сотрудники аварийно-спасательной службы Санкт-Петербурга считают эту уникальную спасательную операцию своеобразным крещением. Им удалось тогда довольно быстро усмирить дикую панику, возникшую среди обезумевших от страха, сбившихся в кучу людей.

Льдина могла расколоться в любую секунду. Около десятка спасателей разбили рыболовов на мелкие группы и затем начали планомерную эвакуацию. Когда же лед стал трескаться и крошиться, пришлось, прыгая с льдины на льдину, буквально ловить некоторых бедолаг за ворот.

Экипировка для зимней рыбалки

Однажды на Ладоге снимали рыболова с льдины величиной с крышку обеденного стола. На беду, вышла из строя лебедка вертолета. Тогда спасатель спустился на тросе вниз, привязал рыболова к себе, и так они висели вдвоем, пока вертолет летел к берегу. С каждым годом количество утонувших растет.

Среди погибших не только рыболовы, но и те, кто их спасал. Дело в том, что наряду с профессионалами в поисково-спасательных операциях принимали участие пилоты вертолетов, местные жители, моряки, сотрудники полиции и многие другие. Убеждать любителя зимней ловли не рисковать жизнью и здоровьем ради удовольствия — занятие чаще всего бесполезное.

Обнаружить одиночного рыболова на огромном пространстве покрытого льдом водоема не так-то просто. Тем более что самые изворотливые любители подледной ловли на всякий случай прихватывают с собой белую простыню. Лучшей маскировки от вертолета не придумать.

Один из спасателей как-то с горечью заметил: «Обидно бывает, когда стараешься, ищешь людей на их льдине, переживаешь за них, а в результате находишь нескольких пьяных чудаков, которые смотрят на тебя „косыми“, ошалевшими глазами, даже не понимая, что их спасают. И в лодку садиться отказываются, да еще вдобавок обругают. А когда видишь рыбаков, которые в первую очередь заталкивают на борт свой улов, а потом уж забираются сами (может быть, вернуться домой без рыбы совесть или гордость не позволяет?), таких даже жаль становится».

Занятие профессиональной и любительской рыбалкой на сегодняшний день остается одним из самых опасных. Ежедневно в мире гибнет более 70 рыболовов. За год эта трагическая цифра вырастает до 24 тысяч. Очень хотелось бы, чтобы «вклад» российских любителей подледной рыбалки в эту статистику не возрастал, а сокращался.

Обувь

Специальная обувь для зимнего отдыха (рыбалки, охоты, прогулок по лесу), как правило, имеет извлекаемый вкладыш из материала типа войлока. Этот «валенок», благодаря объему которого удерживается инертный воздух, является хорошим термоизолятором.

Но cо временем от нагрузки при ходьбе материал на подошве вкладыша сминается, значительно уменьшаясь по толщине, и холод от снега и льда снизу быстро достигает стопы человека. Фабричные стельки, обычно сделанные из эластомеров, в этом случае не спасают.

Они имеют температуру подошвы, и на них оседает холодный конденсат от испарений стопы. Сделанная из деревянной дощечки прослойка между обувью и льдом существенно повышает комфортность. Но не носить же с собой такой изолятор! Выручить может самодельная стелька из…бамбука.

Обувь

Столовая подставка под горячую посуду сделана из тонких полосок бамбука, переплетенных между собой, как циновка. Положите на эту «циновку» штатную стельку, обведите ее фломастером и вырежьте по контуру большими острыми ножницами.

Теперь вложите получившуюся стельку в обувь поверх штатной, вставьте вкладыш, и можно выходить на мороз. Древесина имеет крайне малую теплопроводность и достаточно гигроскопична. Гибкая и прочная стелька в виде циновки принимает форму стопы и не стесняет движений; к тому же она долговечная и очень дешевая.

Ледоступы

По льду, гладкому, как стекло, и часто бесснежному очень трудно ходить, а сверление лунок превращается в тур вальса. Этих неудобств можно избежать, если использовать удобные кошки, надеваемые на зимнюю обувь. Однако их не везде можно приобрести. Предлагаем самостоятельно изготовить это простое приспособление из отслужившей свой срок автомобильной цепи противоскольжения.

Вам понадобятся два куска такой или подобной цепи с размером звена примерно 4×25 см и толщиной прутка 5–6 мм. и два резиновых кольца от автомобильной камеры. Отрезок цепи не должен быть длиннее, чем самая узкая часть подошвы обуви, в которой вы отправляетесь на лед. Захлестните петлей-удавкой резиновое кольцо за крайнее звено отрезка цепи, а другой конец кольца пропустите через пропил на противоположном звене. Ширина пропила не должна быть больше, чем диаметр прутка звена. Такие «кошки» хорошо держат на льду и легко подгоняются под любую теплую обувь.


Читайте также:





Похожие записи

Моторы для лодки российского производства

Моторы для лодки российского производства

Мотор для некоторых рыбаков является обязательным атрибутом плавательного средства. Но ценовой фактор и дорогое обслуживание заставляют некоторых рыбаков по сей день пользоваться веслами. Выход из такой ситуации только один - российский лодочные моторы. Качество таких моторов несколько...

Какая нынче водичка?

Какая нынче водичка?

Поздней осенью, когда по Финскому заливу гуляют свинцовые волны, а валуны на берегу по утрам покрываются изморозью, кажется, все — пора зачехлять удочки и терпеливо дожидаться первого льда… Но вот выдался погожий денек: притих залив, чуть пригревает низкое ноябрьское солнце. И тут я отчетливо...

Как выбрать садок

Как выбрать садок

Практически каждый новичок в фидерной ловле сталкивается с вопросом, куда складывать улов. Так как рыболовные технологии и новшества развиваются очень быстро, бидон из-под молока давно ушел на задний план, а на замену ему пришли металлические, латексные и матерчатые садки. Поэтому выбрать...

Leave a comment